Библиотечно-информационное обслуживание пользователей

14990 

Дистанционный формат
обучения

Программа обучения соответствует квалификационным требованиям

Диплом центра обучения с государственной лицензией

Название программы:

«Библиотечно-информационное обслуживание пользователей».

Вид (тип) программы:

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки.

Срок обучения:

252 учебных часа.

Направление подготовки:

Библиотечно-информационная деятельность.

Профессиональный стандарт:

Специалист по библиотечно-информационной деятельности

Уровень квалификации:

6

Возможные наименования должностей, профессий:

  • Библиотекарь;
  • Ведущий библиотекарь;
  • Главный библиотекарь.

Форма обучения:

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

Форма аттестации:

Итоговый экзамен в форме тестирования.

Актуальность программы:

Дополнительная профессиональная программа предназначена для профессиональной переподготовки специалистов в сфере библиотечно-информационной деятельности. Успешное освоение данной программы позволит получить новую востребованную профессию и осуществлять библиотечно-информационное обслуживание пользователей.

При разработке программы учтены положения следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01 июля 2013 г. №499;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 09 января 2014 г. №2;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» от 14 сентября 2022 г. № 527н.

Цели реализации дополнительной профессиональной программы:

Получение профессиональных навыков:

  • cтационарное, внестационарное и дистанционное обслуживание пользователей библиотеки;
  • библиотечно-информационное обслуживание детей;
  • библиотечно-информационное обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация и проведение библиотечных культурно-просветительских, образовательных и событийных мероприятий;
  • ведение библиотечных сайтов/порталов, сетевых социальных сервисов.

Требования к образованию и обучению слушателей:

Среднее профессиональное образование.

Неоконченное среднее профессиональное образование с выдачей справки об обучении (диплом о профессиональной переподготовке выдаётся слушателю после получения им диплома о среднем профессиональном образовании).

Высшее образование.

Неоконченное высшее образование с выдачей справки об обучении (диплом о профессиональной переподготовке выдаётся слушателю после получения им диплома о высшем образовании).

Категория слушателей:

Специалисты в сфере библиотечно-информационной деятельности, обеспечивающие удовлетворение и формирование информационных, профессиональных, образовательных и культурных потребностей пользователей библиотек, содействие развитию культуры, науки и образования средствами библиотечно-информационной деятельности.

Документ, выдаваемый слушателю по итогам успешного освоения программы:

Диплом о профессиональной переподготовке.

Изучаемые дисциплины:

  • Основы библиотековедения, в том числе тифлобиблиотековедения, библиографоведения, документоведения, информатики, государственной политики в сфере культуры, науки и образования;
  • Основы информационных технологий, теории и практики библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотеки детского возраста;
  • Основы теории и практики библиотечно-информационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Основы теории социальных коммуникаций, социально-культурной деятельности;
  • Основы информационно-аналитической деятельности, информационной культуры;
  • Нормативные правовые акты и методические инструктивные документы по библиотечно-информационной деятельности, защите интеллектуальной собственности, персональных данных;
  • Нормативные правовые акты по библиотечно-информационной и социально-культурной деятельности в области социальной защиты и реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по защите интеллектуальной собственности, информационной безопасности, авторского права в цифровой среде и персональных данных;
  • Методики организации библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотеки в стационарном и дистанционном (удаленном) режимах;
  • Методики и технологии поиска, отбора, оценки документов, библиографической и справочной информации в поисковой системе библиотеки, электронных ресурсах крупнейших библиотек/информационных центров при выполнении запросов пользователей, удаленных пользователей библиотеки;
  • Основы информационно-коммуникационных технологий, в том числе поисковые возможности и сервисы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • Правила аналитико-синтетической обработки печатных, электронных и сетевых электронных документов;
  • Методики работы с различными категориями пользователей библиотеки с учетом их возрастных, информационных и культурных потребностей в стационарном и дистанционном (удаленном) режимах;
  • Методики индивидуальной, групповой и массовой работы по поддержке чтения, формированию читательской культуры и информационной грамотности;
  • Методики организации библиотечной выставки, в том числе виртуальной;
  • Основы и правила организации, раскрытия, использования библиотечного фонда и электронных ресурсов библиотеки в стационарном и дистанционном (удаленном) режимах;
  • Основы и правила создания библиотечного пространства;
  • Требования к составлению планов обслуживания и учетно-отчетной документации по библиотечно-информационному обслуживанию пользователей библиотеки;
  • Отечественная и зарубежная художественная литература, основы социальных, гуманитарных, точных и естественных наук, искусства;
  • Основы социальной и возрастной психологии, педагогики, социологии чтения и социальных коммуникаций;
  • Международное и российское законодательство в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, нормативные правовые акты по библиотечной работе с пользователями библиотеки детского возраста, защите интеллектуальной собственности и персональных данных;
  • Основы педагогики, общей и возрастной психологии и смежных наук по проблемам детского чтения и библиотечно-информационной работе с детьми;
  • Жанры и виды, тенденции развития мировой и отечественной детской литературы;
  • Общие тенденции развития цифровых технологий и социальных медиа и их применение в библиотечно-информационной работе с пользователями библиотеки детского возраста;
  • Принципы, методологические и психолого-педагогические основы библиотечно-информационного обслуживания детей, приобщения их к чтению, формирования их медийно-информационной и цифровой грамотности;
  • Социологические и маркетинговые методики изучения потребностей пользователей библиотеки детского возраста в чтении, особенностей их читательского поведения;
  • Типы и виды информационных ресурсов для детей и возможности их использования в библиотечно-информационном обслуживании пользователей библиотеки детского возраста, родителей и специалистов по детскому чтению;
  • Этика профессионального общения, в том числе с пользователями библиотеки детского возраста, родителями (законными представителями);
  • Основы дефектологии, тифлопедагогики и тифлопсихологии;
  • Психолого-педагогические принципы и методики эффективного взаимодействия с инвалидами с учетом их физических и ментальных особенностей;
  • Методические основы коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в процессах библиотечно-информационного обслуживания;
  • Технические, в том числе электронные, устройства, используемые в процессах взаимодействия с инвалидами в библиотечно-информационном обслуживании;
  • Методы и правила формирования, организации и использования специализированного библиотечного фонда для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Правила аналитико-синтетической обработки документов, технологии организации и ведения каталогов библиотек, баз данных специализированного библиотечного фонда для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Методы, формы и технологии интегрированного/инклюзивного библиотечно-информационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Методики и технологии организации культурно-просветительских, образовательных и событийных мероприятий различных форматов, целевого и читательского назначения;
  • Методы маркетинговых исследований социокультурных потребностей различных групп населения;
  • Технологии организации социального партнерства и сетевого взаимодействия;
  • Медийные ресурсы, их использование в библиотечных культурно- просветительских, образовательных и событийных мероприятиях;
  • Требования к составлению планов и ведению учетно-отчетной документации библиотеки;
  • Основы информационного маркетинга, в том числе интернет-технологий изучения информационных потребностей пользователей библиотеки;
  • Технологии работы с цифровым контентом библиотек, в том числе сайтом, аккаунтом и группами в социальных сетях;
  • Методики создания и редактирования информационного контента для библиотечных сайтов/порталов и социальных медиа;
  • Нормы профессиональной библиотечной этики и корпоративной культуры.